ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Республика Башкортостан

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Республика Башкортостан

2006 год

Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 году достиг 63,1%, что ниже среднего показателя по всем субъектам - 81,23%. Размеры государственного финансирования в регионе составили 4,7 тыс. руб. на человека, что немного ниже, чем в среднем по России (5,2 тыс. руб. на человека).

Республика Башкортостан относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС выше среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 45,8%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям. Для стационарной помощи применялись метод оплаты за законченный случай госпитализации.

В республике развита система МЭС. Дифференциация тарифов производилась по муниципальным образованиям, а также с использованием трехуровневой системе медико-экономических стандартов.

Регион характеризуется относительно невысоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики выше средней по стране.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.

Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2006 году находился на  уровне несколько ниже среднего по стране.

Уровень развитости методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе – средний по России.

В 2006 году в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).

2005 год

            Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,7 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 85%, что выше среднероссийского показателя – 79%.

           Система ОМС характеризуется сравнительно высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 58%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли филиалы ТФОМС и 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – по медико-экономическим стандартам в пределах согласованных объемов медицинской помощи.

В 2005 году внедрена автоматизированная регистрация страхователей по сведениям, представленным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

           В Республике Башкортостан развитая система медико-экономических стандартов. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовалось 16611 медико-экономических стандартов. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по уровням ЛПУ, видам посещений и медико-экономическим стандартам.

           В 2005 г. законодательно установлена обязанность разработки в каждом ЛПУ положения «О платных услугах» и его согласования республиканскими учреждениями – с республиканским Министерством здравоохранения, а муниципальными – с органами местного самоуправления.

         Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как степень развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики выше средней по стране.

           Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.

           Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2005 году находился на  среднем по стране уровне.

          Степень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе была достаточно высокой.

            В 2005 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,2 тыс.  руб. на  человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 86%, что выше среднероссийского показателя – 82%.

Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году   составила 62%. Функции страховщиков в  2004 году выполняли филиалы  ТФОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по  смете  и за законченные  случаи лечения, а  стационарной -  за  законченные  случаи  лечения. 

В  Республике Башкортостан развитая  система  медико-экономических  стандартов. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004  году  использовалось 16611 медико-экономических  стандартов.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществлялась по  категориям ЛПУ. 

Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе на среднем для страны уровне.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко. Используется телемедицина, проводятся телеконференции и телеконсультации.

Уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году был несколько ниже среднего по стране.

Степень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе также относительно невысока.

В 2002 – 2004 годах использовались новые формы управления здравоохранением.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

10307,0

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

8167,7

Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

8851,5

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

3475,5

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

2979,6

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

2426,6

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

75,9

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

12745,3

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

8811,5

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

V

 

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

V

 

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

Лечебно-профилактических учреждений

Да

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

4

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

·        Межведомственная комиссия по охране здоровья граждан;

·        Межведомственная комиссия по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в Республике Башкортостан;

·        Правительственная Комиссия Республики Башкортостан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;

·        Межведомственный координационный совет по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

в большинстве

ЛПУ

 

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

Электронный адрес МЗ РБ: minzdrav@bashnet.ru

Электронный адрес МИАЦ: miac@bashnet.ru

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 Да

 

2.  Местные бюджеты

 Да

 

3.  Пенсионный фонд РФ

 

  Нет

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

1

 

317

 

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

1

 

42

 

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

 

 

275

 

2.Стоматологические поликлиники

 

 

20

 

3.  Больничные учреждения

6

4

139

 

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 

 

 

 

10.. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

  Да

 

1.1.2.Районные

  Да

 

1.1.3.Городские

  Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

  Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

  Да

 

1.2. Специализированные больницы

  Да

 

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

  Да

 

2.2. Кожно-венерологические

  Да

 

2.3. Наркологические

 

  Нет

2.4. Онкологические

  Да

 

2.5. Противотуберкулезные

 

  Нет

2.6. Психоневрологические

 

  Нет

3. Самостоятельные поликлиники

  Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

  Нет

5. Родильные дома

  Да

 

6. Амбулатории

  Да

 

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

  Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС)

 

 

1. Альшеевский

 

2. Баймакский

 

3. Белебеевский

 

4. Белорецкий

 

5. Бирский

 

6. Дуванский

 

7. Дюртюлинский

 

8. Илишевский

 

9. Ишимбайский

 

10. Кумертауский

 

11. Мелеузовский

 

12. Нефтекамский

 

13. Октябрьский

 

14. Салаватский

 

15. Стерлитамакский

 

16. Сибайский

 

17. Туймазинский

 

18. Учалинский

 

19. Уфимский

 

20. Чишминский

 

21. Янаульский

 

22. Центральный

 

23. Республиканские учреждения здравоохранения

 

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

 Да

 Нет

По полу застрахованных

 Да

 Нет

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 Да

 Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 Да

 

Оплата по посещениям

 

 Нет

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

 

 Нет

Оплата законченных случаев лечения

 Да

 

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

 

 Нет

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 

 Нет

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

 

  Нет

Оплата за законченный случай госпитализации

 

  Нет

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 

  Нет

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

  Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

Оплата за законченный случай лечения на основе МЭС.

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

 

 Нет

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

 

 Нет

По профилям отделений стационара

 

 Нет

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

 Нет

По заболеваниям

 

 Нет

По муниципальным образованиям

 

 Нет

По другим основаниям (указать каким):

По уровням лечебно-профилактических учреждений (районный, городской, городской специализированный, республиканский)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

16611

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

нет

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

На территории Республики Башкортостан функционируют 36 ассоциаций врачей и средних медицинских работников под руководством Правления, а также – Республиканский Башкирский филиал Российской медицинской ассоциации.  

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

Отсутствуют на территории Республики Башкортостан.

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Ассоциация страховщиков Республики Башкортостан, Председатель Бухарбаев Радоль Яхиевич

 

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

 

Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

Практическое применение нашли такие формы взаимодействия как:

·        заслушивание на уровне заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан по социальным вопросам руководителей здравоохранения городов и районов республики с участием заместителей глав администраций районов и городов по социальным вопросам, проводимых в целях контроля за ходом реализации Концепции развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки в Республике Башкортостан и Программы госгарантий;

·        расширенные заседания Правительства Республики Башкортостан (в том числе с выездом на территории) по обсуждению актуальных вопросов здравоохранения в целях привлечения более широкого внимания местных органов власти, всех министерств и ведомств, общественных структур к проблемам и нуждам отрасли.

 

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

Нет информации.

 

 


 
 

| | |