ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Белгородская область

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Белгородская область

2006 год

В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения и составили 3,7 тыс. руб. на одного жителя, что ниже среднероссийского уровня 5,2 тыс.   Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 88% при 81% в среднем по РФ.

Государственный заказ на оказание медицинских услуг населению области по территориальной программе на 2006 год был размещен для каждого лечебно-профилактического учреждения в виде задания с оплатой объема и качества оказанных медицинских услуг. Объемы медицинской помощи приняты с учетом этапности её оказания, реальной потребности населения в конкретных видах, профилях медицинских услуг и реализации права граждан на выбор лечебного учреждения.

Уровень развития системы ОМС Белгородской области в целом является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 33%. Одна страховая медицинская организация выполняла функции страховщика в системе ОМС. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, по балльной системе, а также за законченные случаи лечения. Оплата стационарной помощи – за законченный случай госпитализации, применялся также метод оплаты согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета).

В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 1161 МЭС. Дифференциация тарифов производилась по  категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара  и по заболеваниям.

В 2006 г. внедрен принцип подушевого финансирования первичного звена (врачей участковой службы и общей врачебной практики), оплата первичной медико-санитарной помощи производится по утвержденным подушевым нормативам из расчета численности прикрепленного застрахованного населения на каждом участке.

Внедрена отраслевая система оплаты труда, разработана модель структурного управления и подушевого финансирования первичного звена, предусматривающая новый механизм оплаты труда персонала с учетом сложности и качества выполняемых работ и систему оценки деятельности, как учреждения в целом, так и персонально медицинских работников на основе показателей результативности.

Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

В то же время механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, регулирования лекарственного обеспечения, а также  регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития.

В 2006 году появились Наблюдательные Советы при главах местного самоуправления и главах поселений с участием представителей регионального и муниципальных органов управления здравоохранением. В области работают несколько межведмственных координационных советов (комиссий).

В 2006 г. произошли изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением: созданы отдел программ и проектов развития здравоохранения, отдел стандартизации и контроля качества медицинской помощи.

В 2006 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2006году внедрены новые автоматизированные системы.

2005 год

              Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,5 тыс. руб. на человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 79%, что соответствует среднероссийскому показателю – 80%.

            Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 50%. Функции страховщика выполняет одна страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям, а стационарной – за законченный случай госпитализации.

            Белгородская область - регион с развитой системой медико-экономических стандартов. В 2005 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 1227 медико-экономических стандарта. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ.

            Регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

В то же время механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, регулирования лекарственного обеспечения, а также  регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития.

           Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .

           В 2005 году создан областной координационный совет по мониторингу реализации областной программы охраны и укрепления здоровья здоровых до 2010 года.

            Произошли изменения в регулировании цен на лекарственные средства.      

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 1,945 тыс.  руб. на  человека, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,935 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 86%, что выше соответствующего среднероссийского показателя – 82%.

Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году   составила 57%.  Функции страховщика выполняет одна страховая медицинская  организация. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и  балльной  системе,  а  стационарной – по  количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.

Белгородская  область  -  регион  с  развитой  системой  медико-экономических  стандартов.  В  2004  году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось  574 медико-экономических  стандарта. Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществляется по  категориям ЛПУ и по профилям  отделений  стационара.  

Механизмы согласования региональной и муниципальной политики, а также механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе отличаются сравнительно высоким уровнем развития. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости  механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС.

Информационные технологии в управлении здравоохранением являются среднеразвитыми.

Вместе с тем развитость  методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги характеризуется более низким, чем в среднем в России уровнем.

В 2002 – 2004 годах был внедрен новый метод оплаты стационарной помощи в системе ОМС.

1.Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

3428,9

2. Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

2840,0

3. Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

2943,1

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

1258,2

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

680,8

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

726,1

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

278

4. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

4776,8

5. Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

3481,0

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2.  Название органа управления здравоохранением:

Управление здравоохранения Белгородской области

3.  Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

V

 

 

 

 

 

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

 

 

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

V

 

 

 

 

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

V

 

 

 

 

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

 

 

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

V

 

 

 

 

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

 

Лечебно-профилактических учреждений

Да

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

5

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

1. Координационный совет по туберкулезу

2. Координационный совет областного центра ОВП по реформированию первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной (семейной) практики.

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

        Да

 

2.  Местные бюджеты

 

 

3.  Пенсионный фонд РФ

        Да

 

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

 

4

 

3

 

111

 

4

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

 

 

6

4

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

 

4

 

3

 

105

 

2.Стоматологические поликлиники

 

 

4

 

3.  Больничные учреждения

4

3

40

1

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

-

 

-

 

-

 

-

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

 Да

 

1.1.2.Районные

 Да

 

1.1.3.Городские

 Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

 Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

 Да

 

1.2. Специализированные больницы

    

   

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 

 Нет

2.2. Кожно-венерологические

 

 Нет

2.3. Наркологические

 

 Нет

2.4. Онкологические

 Да

 

2.5. Противотуберкулезные

 

 Нет

2.6. Психоневрологические

 

 Нет

3. Самостоятельные поликлиники

 Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 Нет

5. Родильные дома

 Да

 

6. Амбулатории

 Да

 

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

 Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации

 

 

Филиал ЗАО «Макс-М» в г. Белгороде

 

 

12.  Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

 

 Нет

По полу застрахованных

 

 Нет

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 Да

 

По другим основаниям (указать каким):

 

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

 Нет

Оплата по посещениям

 Да

 

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

 

 Нет

Оплата законченных случаев лечения

 

 Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

 

 Нет

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 

 Нет

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 Да

 

Другие методы (указать какие):

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

 Нет

Оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней

 Да

 

Оплата за законченный случай госпитализации

 

 Нет

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 

 Нет

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

 Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

 Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

 Да

 

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

 

 Нет

По профилям отделений стационара

 Да

 

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

 Нет

По заболеваниям

 

 Нет

По муниципальным образованиям

 

 Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

574

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17.  Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

0

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

Ассоциация врачей 

Региональная общественная организация средних медицинских работников

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

Нет  информации.

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Не созданы.

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

 

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

Оплата стационарной помощи за законченный случай лечения по медико-экономическим стандартам.

      

 

 

 


 
 

| | |