ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Кемеровская область

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Кемеровская область

2006 год

В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения несколько выше среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 5,5 тыс. руб. на одного жителя Кемеровской области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 87% при 81% в среднем по РФ.

В 2006 году 60 специализированных медицинских учреждений из муниципальных образований (патолого-анатомические бюро,  бюро судмедэкспертизы, станции переливания крови, психиатрические больницы и диспансеры, наркологические, кожно-венерологические, отделения СПИД) были переведены на финансирование из средств областного бюджета.

Уровень развития системы ОМС Кемеровской области является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 40%. 7 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося,  а также за отдельные услуги и законченные случаи лечения. При перевыполнении запланированного планом – заданием ЛПУ числа посещений оплата проводится по подушевому нормативу, при недовыполнении, большем, чем коридор риска, - по фактической стоимости выполненных посещений.

Оплата стационарной помощи ведется за законченный случай госпитализации, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, использовался метод оплаты согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета).

В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 8000 МЭС. Дифференциация тарифов производилась по  категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по группам заболеваний и этапам лечения (интенсивный, долечивания).

Регион характеризуется средним уровнем развитости как механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, так и  механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2006 году внедрено более 10 новых автоматизированных систем.

Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также  механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе относятся к высокоразвитым.

В 2006 году в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).

2005 год

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,2 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению составляет 76%, что несколько ниже среднероссийского показателя – 80%.

         Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 46%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли филиалы ТФОМС и 7 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по подушевому принципу на одного прикрепившегося и за отдельные услуги, а стационарной - за согласованные объемы медицинской помощи.

         В Кемеровской области при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовались 4157 медико-экономических стандартов. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационара.

         Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

         Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы .

         Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к высокоразвитым.

         Развитость механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги находится на среднем для страны уровне.

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,6 тыс.  руб. на  человека, что  ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению составляет 81,2%, что почти совпадет со среднероссийским показателем – 81,8%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году   составила 48%.  Функции страховщиков  в 2004  году выполняли филиалы ТФОМС и 7 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по  подушевому принципу на  одного  прикрепившегося и с учетом объемов  и  стоимости оказанной   скорой  и стационарной помощи,  а  стационарной  -  за согласованные объемы  медицинской  помощи и по средней  стоимости  лечения одного больного  в  профильном  отделении. 

В  Кемеровской  области при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004  году  использовались 185 медико-экономических  стандартов.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществлялась по  категориям ЛПУ и по профилям  отделений  стационара. 

Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости  механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются в регионе достаточно широко. Они используются для льготного обеспечения лекарствами, для обеспечения учета и анализа медицинских услуг во всех стационарах и поликлиниках области, внедряются в процессе управления специализированными медицинскими учреждениями. В региональном и во всех муниципальных органах управления здравоохранением внедрены информационные технологии финансово-экономической деятельности.

Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.

Вместе с тем в регионе отмечается относительно низкий уровень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.

В 2002 – 2004 годах был внедрен ряд новых форм управления здравоохранением и организации ОМС.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

9357,9

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

9357,9

Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

7604,0

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

3942,7

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

1277,3

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

2233,9

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

150,5

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

12078,6

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

10000,2

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Департамент охраны здоровья  населения Кемеровской области

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

V

 

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

 

V

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

 

V

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

 

Лечебно-профилактических учреждений

Да

 

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

8

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

Комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Межведомственная координационная комиссия по профилактике и борьбе со СПИДом.

Областная межведомственная комиссия по монетизации.

Санитарно-противоэпидемические комиссии

Экспертный Совет по туберкулезу.

Межведомственный координационный Совет по здоровьесберегающим технолониям в образовательных учреждениях.

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

 

 

в некоторых

ЛПУ

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 

 Нет

2.  Местные бюджеты

 Да

 

3.  Пенсионный фонд РФ

 

 Нет

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

255

11

240

2

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

28

5

23

2

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

227

6

217

-

2.Стоматологические поликлиники

27

-

26

-

3.  Больничные учреждения

104

6

89

-

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

-

-

-

 

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

 Да

 

1.1.2.Районные

 Да

 

1.1.3.Городские

 Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

 Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

 Да

 

1.2. Специализированные больницы

 Да

 

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 Да

 

2.2. Кожно-венерологические

 Да

 

2.3. Наркологические

 Да

 

2.4. Онкологические

 Да

 

2.5. Противотуберкулезные

 Да

 

2.6. Психоневрологические

 

 Нет

3. Самостоятельные поликлиники

 Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 Нет

5. Родильные дома

 Да

 

6. Амбулатории

 

 Нет

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

 Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации

(филиала ТФОМС)

 

 

1.Государственное предприятие Кемеровской области Страховая медицинская организация Областная больничная касса «Кузбасс»

 

2. Муниципальное предприятие города Кемерова Страховая медицинская организация Городская больничная касса «Кемерово»

 

3.Закрытое акционерное общество Страховая медицинская организация «Больничная касса Сибпром»

 

4.Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская организация «Железнодорожное страховое общество – Медицина»

 

5.Страховое закрытое акционерное общество «Кузбассуглемед»

 

6.Закрытое акционерное общество Страховая медицинская компания «Сибирский Спас-Мед»

 

7. Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания «Облкемеровоуголь»

 

8.Юргинский филиал ТФ ОМС

 

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

 Да

 

По полу застрахованных

 Да

 

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 Да

 

По другим основаниям (указать каким):

с учетом достижения ряда критериев на территории (в 1 коэффициенте учитывается 4 следующих критерия):

-          Фактические затраты на амбулаторно-поликлиническую и стационарозамещающую помощь (в сумме) по отношению к затратам на стационарную помощь.

-         Фактическое число койко-дней по отношению к запланированному в муниципальном задании.

-         Фактическое отклонение от утвержденного размера страхового взноса на ОМС неработающего населения.

-         Размер задолженности на 1000 жителей СМО данной территории перед медицинскими учреждениями других муниципальных образований.

Дифференциация по месту жительства основана на учете предыдущих затрат на медицинскую помощь.

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

 Нет

Оплата по посещениям

 

 Нет

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

 

 Нет

Оплата законченных случаев лечения

 

 Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

 Да

 

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 Да

 

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

 Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

 Нет

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

 

 Нет

Оплата за законченный случай госпитализации

 

 Нет

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 Да

 

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

 Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 Да

 

Другие методы (указать какие):

 

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

 Да

 

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

 

 Нет

По профилям отделений стационара

 Да

 

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

 Нет

По заболеваниям

 

 Нет

По муниципальным образованиям

 

 Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

185

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

-

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

Кемеровское региональное отделение Российской медицинской ассоциации, Ассоциация травматологов-ортопедов, Ассоциация акушеров-гинекологов, Региональное отделение Российского медицинского общества, Ассоциация медицинских работников.

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

Ассоциация больных сахарным диабетом, больных гемофилией, больных с патологией почек, нуждающихся в гемодиализе.

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Кузбасская ассоциация страховых организаций.

 

 

 

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

 

Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

В 2002 г. создан Медицинский Совет Кемеровской области с участием руководителей всех территориальных органов здравоохранения, представителей научных кругов и практического здравоохранения.

Внедрена практика рассмотрения и согласования региональными и муниципальными органами управления здравоохранением и территориальным фондом ОМС муниципальных заказов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

Взаимодействие с плательщиками единого социального налога в части, предназначенной на ОМС работающего населения, осуществляется на этапе заключения договора на ОМС с применением «Карточки страхователя». Это документ, используемый в работе территориального фонда ОМС с плательщиками социального и других налогов, поступающих в систему ОМС, и со страховыми медицинскими организациями. Он позволяет отслеживать своевременность уплаты налогов, численность работающих на предприятиях и численность лиц, подлежащих ОМС, проводить сверку паспортных данных налогоплательщиков.

 

 

 


 
 

| | |