ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Нижегородская область

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Нижегородская область

2006 год

В 2006 году размеры государственного финансирования здравоохранения превысили средний уровень по стране оказались несколько ниже среднероссийского уровня (5,2 тыс. руб. на человека) и составили 3,3 тыс. руб. на одного жителя Нижегородской области. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 78% при 81% в среднем по РФ.

Система ОМС в целом характеризуется уровнем развития ниже среднего, хотя доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 51%, что больше, чем в среднем по России. 8 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней.

В регионе не разработаны медико-экономические стандарты, нет клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС производилась по  категориям ЛПУ, по врачебным специальностям, по профилям отделений стационара.

Регион характеризуется средним уровнем развитости как механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, так и механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.

Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.

В то же время механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по стране.

В 2006 году произошли существенные изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ).

2005 год

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,6 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 77%, что также несколько  ниже среднероссийского показателя – 80%.

          Уровень развития системы ОМС в регионе ниже среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в 2005 году составила 61%. Функции страховщиков выполняли филиалы ТФОМС и 9 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи в области осуществляется по посещениям (с дифференциацией по месту оказания помощи – в поликлинике или на дому – и по врачебным специальностям), а стационарной - по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней в профильном отделении с учетом стандартов оказания медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ, по каждому ЛПУ и УЕТ (в случае стоматологической помощи).

         Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости как механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, так и механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

          Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко.

         Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, а также ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в большей степени, чем в среднем по стране.

        В 2005 году создан региональный совет по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории области.

         Произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ.

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,1 тыс.  руб. на  человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 79%, что также ниже среднероссийского показателя – 82%.

Уровень развития системы ОМС в регионе ниже среднего. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в  2004 году   составила 63%. Функции страховщиков выполняли филиалы ТФОМС и 1 страховая медицинская организация. Оплата амбулаторной помощи в  области осуществляется по  посещениям,  а  стационарной  - по количеству фактических  проведенных  пациентом  койко-дней.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществляется по  категориям ЛПУ и по профилям  отделений  стационара. 

Регион характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. В то же время развитость  в регионе механизмов согласования региональной и муниципальной политики характеризуется средним для страны уровнем.

Информационные технологии в управлении здравоохранением применяются достаточно широко: используется телемедицина, внедрены системы оперативного  информирования и  административного  регулирования регионального здравоохранения, учета и отчетности ЛПУ, «Медстат». Обеспечено ведение  регистров: «Сахарный диабет», «Онкорегистр», «Вакцинопрофилатика» и других.

Механизмы регулирования лекарственного обеспечения в регионе относятся к среднеразвитым.

Однако механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по стране.

В 2002 – 2004 годах был осуществлен ряд изменений в системе оплаты труда работников здравоохранения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

9180,7

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

7675,0

Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

7278,4

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

2678,5

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

2402,9

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

2196,63

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

0,37

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

11086,9

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

8384,9

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Министерство здравоохранения Нижегородской  области

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

 

 

V

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

 

V

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

 

V

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

Лечебно-профилактических учреждений

Да

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

нет

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

Нет

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

 

 

в некоторых

ЛПУ

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

www.goverment.nnov.ru\1581

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 Да

 

2.  Местные бюджеты

  Да

 

3.  Пенсионный фонд РФ

  Да

 

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

 

11

322

2

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

 

3

41

2

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

 

8

281

 

2.Стоматологические поликлиники

1

 

16

 

3.  Больничные учреждения

12

3

120

1

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 

 

 

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

  Да

 

1.1.2.Районные

  Да

 

1.1.3.Городские

  Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

  Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

  Да

 

1.2. Специализированные больницы

  Да

 

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 

  Нет

2.2. Кожно-венерологические

  Да

 

2.3. Наркологические

 

  Нет

2.4. Онкологические

  Да

 

2.5. Противотуберкулезные

 

  Нет

2.6. Психоневрологические

 

  Нет

3. Самостоятельные поликлиники

  Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

  Нет

5. Родильные дома

  Да

 

6. Амбулатории

  Да

 

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

  Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС)

 

 

1.        Филиал ЗАО" МАКС-М" вг.Нижнем Новгороде

 

2.        Филиал ОАО "Газпроммедстрах" в г. Н. Новгороде

 

3.        Нижегородский филиал ОАО "РОСНО-МС"

 

4.        Филиал ЗАО "КапиталЪ Медицинское страхование" в Н. Новгороде

 

5.        Нижегородский филиал СК ООО "Ингосстрах-М"

 

6.        Нижегородское представительство ЗАО "КМСС "Энергогарант"

 

7.        ОАО Медицинск.страховая компания"Шексна М" (Нижегородское представительство)

 

8.        ООО "Страховая компания "Ариэль-Мед"

 

9.        Ардатовский филиал ТФОМС

 

10.   Арзамасский филиал ТФОМС/филиал № 9 ТФОМС

 

11.   Балахнинский филиал ТФОМС/филиал № 11 ТФОМС

 

12.   Богородский филиал ТФОМС

 

13.   Б-Болдинский филиал ТФОМС

 

14.   Б-Мурашкинский филиал ТФОМС

 

15.   Борский филиал ТФОМС/филиал № 12 ТФОМС

 

16.   Бутурлинский филиал ТФОМС

 

17.   Вадский филиал ТФОМС

 

18.   Варнавинский филиал ТФОМС

 

19.   Вачский филиал ТФОМС

 

20.   Ветлужский филиал ТФОМС

 

21.   Вознесенский филиал ТФОМС/филиал № 10 ТФОМС

 

22.   Володарский филиал ТФОМС

 

23.   Воротынский филиал ТФОМС

 

24.   Воскресенский филиал ТФОМС

 

25.   Выксунский филиал ТФОМС/филиал № 13 ТФОМС

 

26.   Гагинский филиал ТФОМС

 

27.   Городецкий филиал ТФОМС/филиал № 14 ТФОМС

 

28.   Д-Константиновский филиал ТФОМС

 

29.   Дивеевский филиал ТФОМС

 

30.   Дзержинский филиал ТФОМС/филиал № 15 ТФОМС

 

31.   Княгининский филиал ТФОМС

 

32.   Ковернинский филиал ТФОМС

 

33.   Кр-Баковский филиал ТФОМС

 

34.   Кр-Октябрьский филиал ТФОМС

 

35.   Кстовский филиал ТФОМС/филиал № 16 ТФОМС

 

36.   Кулебакский филиал ТФОМС

 

37.   Лукояновский филиал ТФОМС

 

38.   Лысковский филиал ТФОМС/филиал № 17 ТФОМС

 

39.   Навашинский филиал ТФОМС

 

40.   Павловский филиал ТФОМС/филиал № 18 ТФОМС

 

41.   Первомайский филиал ТФОМС/филиал № 19 ТФОМС

 

42.   Перевозский филиал ТФОМС/филиал № 20 ТФОМС

 

43.   Пильнинский филиал ТФОМС

 

44.   Починковский филиал ТФОМС/филиал № 21 ТФОМС

 

45.   Семеноский филиал ТФОМС/филиал № 22 ТФОМС

 

46.   Сергачский филиал ТФОМС/филиал № 23 ТФОМС

 

47.   Сеченовский филиал ТФОМС

 

48.   Сокольский филиал ТФОМС

 

49.   Сосновский филиал ТФОМС

 

50.   Спасский филиал ТФОМС

 

51.   Тонкинский филиал ТФОМС

 

52.   Тоншаевский филиал ТФОМС

 

53.   Уренский филила ТФОМС/филиал № 24 ТФОМС

 

54.   Чкаловский филиал ТФОМС

 

55.   Шарангский филиал ТФОМС

 

56.   Шатковский филиал ТФОМС

 

57.   Шахунский филиал ТФОМС/филиал № 25 ТФОМС

 

58.   Автозаводский филиал ТФОМС/филиал № 1 ТФОМС

 

59.   Канавинский филиал ТФОМС/филиал № 2 ТФОМС

 

60.   Ленинский филиал ТФОМС/филиал № 3 ТФОМС

 

61.   Московский филиал ТФОМС/филиал № 4 ТФОМС

 

62.   Нижегородский филиал ТФОМС/филиал № 5 ТФОМС

 

63.   Приокский филиал ТФОМС/филиал № 6 ТФОМС

 

64.   Советский филиал ТФОМС/филиал № 7 ТФОМС

 

65.   Сормовский филиал ТФОМС/филиал № 8 ТФОМС

 

66.   Филиал № 26 ТФОМС (г. Саров)

 

* На основании Договоров ТФОМС, заключенных со страховыми медицинскими организациями, в 2004 году филиалы фонда осуществляли оплату медицинской помощи.

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

  Да

 

По полу застрахованных

 

  Нет

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 

  Нет

По другим основаниям (указать каким):

На территории Нижегородской области располагается г.Саров, имеющий статус ЗАТО. В связи с этим учет средств обязательного медицинского страхования, поступивших в ТФОМС, ведется раздельно по Нижегородской области и по г.Саров, поэтому  финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры страхования в отношении застрахованных на территории г.Саров производится по отдельному дифференцированному по возрасту подушевому нормативу.

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по посещениям*

  Да

 

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

 

  Нет

Оплата законченных случаев лечения

 

  Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

 

  Нет

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 

  Нет

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

*посещения дифференцированы по месту оказания (в поликлинике и на дому) и врачебным специальностям.

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

  Да

 

Оплата за законченный случай госпитализации

 

  Нет

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 

  Нет

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

  Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

Услуги: гемодиализ – сеанс; кардиохирургические операции - случай

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

  Да

 

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

  Да

 

По профилям отделений стационара

  Да

 

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

  Нет

По заболеваниям

 

  Нет

По муниципальным образованиям

 

  Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

нет

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

нет

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

Нижегородская региональная общественная организация «Главный врач»

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

Нет

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Нет

 

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

 

Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:

Привлечение средств Пенсионного фонда РФ для обеспечения населения льготными лекарственными препаратами.

 

Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:

1.      Установлены ежемесячные доплаты врачам за счет средств муниципальных образований.

2.      Введены новые доплаты работникам учреждений здравоохранения, участвующим в оказании противотуберкулезной помощи населению, в размере 25% месячной тарифной ставки.

3.      На 10% увеличен фонд экономического стимулирования работников медицинских учреждений.

    

 

 

 


 
 

| | |