ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Пермская область

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Пермская область

2005 год

            Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,9 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 96%, что выше среднероссийского показателя – 79%.

           Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 47%. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по смете, по посещениям, за законченные случаи лечения, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации.

Впервые в России в 2005 году в области создан правовой и организационный механизм реализации права выбора СМО гражданами, относящимися к неработающему населению. Выбор осуществляется из числа одиннадцати СМО, отобранных на конкурсной основе страхователем неработающего населения (Управлением здравоохранения Пермской области). в 2005 году проведены конкурсы по выбору СМО для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Пермской области. Технология реализации права выбора СМО неработающими гражданами определена в «Порядке выбора  неработающими  гражданами  страховой  медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию», утвержденном Приказом Управления здравоохранения Пермской области от 11.07.2005 г. № 246 по согласованию с ПОФОМС и Союзом медицинских страховых организаций Прикамья.

          В 2005 г. введена новая отраслевая система оплаты труда  медицинских работников.

          Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС как и механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России.

          В то же время в регионе  достаточно широко используются информационные технологии в управлении здравоохранением.

         Механизмы регулирования лекарственного обеспечения и механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе на среднем для страны уровне.

          В 2005 году были внедрены новые формы взаимодействия между органами власти субъекта РФ и территориального фонда ОМС.

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,3 тыс.  руб. на  человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 93%, что выше среднероссийского показателя – 82%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году   составила 53%. Функции страховщиков в  2004 году выполняли 10 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по смете, по посещениям, по  подушевому принципу на  одного  прикрепившегося,  а  стационарной  -  за  законченный  случай госпитализации.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществляется по  категориям ЛПУ и по профилям  отделений  стационара. 

Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС развиты в регионе в меньшей степени, чем в среднем по России. В то же время регион характеризуется средним уровнем развитости  механизмов согласования региональной и муниципальной политики.

Информационные технологии в управлении здравоохранением региона являются среднеразвитыми.

В регионе достаточно хорошо развиты механизмы регулирования лекарственного обеспечения.

Механизмы регулирования ценообразования на платные медицинские услуги развиты в регионе на среднем для страны уровне.

В 2002 – 2004 годах в  области были внедрены новые формы управления  и  финансирования  здравоохранения. ДАТЬ ССЫЛКУ НА РАЗДЕЛ: НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

6505,7

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

6815,7

Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

6015,7

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

3572,2

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

966,3

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

2055,8

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

181,1

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

7430,8

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

7300,6

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Управление здравоохранением Пермской области

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

V

 

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

 

V

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

 

V

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

 

V

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

V

 

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

Нет

Лечебно-профилактических учреждений

Да

Нет

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

1

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

Координационный совет по проблемам реализации государственных гарантий обеспечения медицинской помощью населения Пермской области.

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

в большинстве

ЛПУ

 

 

 

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 Да

 

2.  Местные бюджеты

 Да

 

3.  Пенсионный фонд РФ

 Да

 

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

 

7

168

7

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

 

2

10

7

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

 

5

158

 

2.Стоматологические поликлиники

1

 

16

2

3.  Больничные учреждения

2

7

106

 

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 

 

 

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

 Да

 

1.1.2.Районные

 Да

 

1.1.3.Городские

 Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

 Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

 Да

 

1.2. Специализированные больницы

 Да

 

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 

  Нет

2.2. Кожно-венерологические

  Да

 

2.3. Наркологические

 

  Нет

2.4. Онкологические

 

  Нет

2.5. Противотуберкулезные

 

  Нет

2.6. Психоневрологические

 

  Нет

3. Самостоятельные поликлиники

 

  Нет

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

  Нет

5. Родильные дома

  Да

 

6. Амбулатории

  Да

 

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

  Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС)

 

 

1. ООО СК «Урал-Аил-Мед»

 

2. ООО МСК «Аско-Диос-мед»

 

3. СМО ОО «Пермь-Амрита»

 

4. ООО МСК «Медпрана-Люкс»

 

5. Филиал ОАО СК «Росно-МС», «Пермь-Росно-МС»

 

6. ООО МСК «Медиполис»

 

7. Филиал ООО ЖСМК «Дормедсервис» в г. Перми

 

8. ЗАО «Капиталъ Медицинское Страхование»

 

9. ЗАО МСФ «Адонис-Плюс»

 

10. Филиал ОАО СМК «Газпроммедстрах» в г. Чайковском

 

11.Филиал ЗАО Макс «Макс-М» в г. Перми

 

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

 

 Нет

По полу застрахованных

 

 Нет

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 

 Нет

По другим основаниям (указать каким):

На территории Пермской области в 2004 году в соответствии с действующими нормативными документами оплата медицинской помощи в системе ОМС осуществлялась ПОФОМС непосредственно медицинским учреждениям на основании договоров, заключенных с ЛПУ и СМО. Страховые медицинские организации получали финансовые средства из ПОФОМС только на ведение дела и для формирования резервов в объемах, предусмотренных договором, законом «О бюджете ПОФОМС» и действующим Положением о  порядке определения норматива на ведение дела, формировании и использовании резервов СМО», утвержденным решением Правления ПОФОМС 20.05.1999 года

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

  Да

 

Оплата по посещениям

  Да

 

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

 

  Нет

Оплата законченных случаев лечения

 

  Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

  Да

 

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 

  Нет

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

 

  Нет

Оплата за законченный случай госпитализации

  Да

 

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 

  Нет

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

  Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

  Да

 

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

 

  Нет

По профилям отделений стационара

  Да

 

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

  Нет

По заболеваниям

 

  Нет

По муниципальным образованиям

 

  Нет

По другим основаниям (указать каким):

По отдельным профилям для ряда ЛПУ действуют индивидуальные тарифы.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

-

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС на территории Пермской области медико-экономические стандарты не используются.

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

-

КСГ

Не используется.

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

  • Пермская ассоциация планирования семьи.
  • Ассоциация акушеров-гинекологов  г.Перми.
  • Ассоциация акушеров-гинекологов Пермской области.
  • Ассоциация детских врачей Пермской области.
  • Ассоциация врачей терапевтического профиля.
  • Хирургическая ассоциация Пермской области.
  • Ассоциация врачей-неврологов Пермской области.
  • Урало-Сибирская ассоциация врачей курортологов, физиотерапевтов и реабилитологов (межрегиональная).

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

  • Ассоциация «родители, имеющие детей-инвалидов»
  • Ассоциация инвалидов - опорников.
  • Ассоциация лечебной педагогики.

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

«Союз медицинских страховых организаций Прикамья».

 

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

  • трехсторонние соглашения между Управлением здравоохранения области, ТФОМС и главами местного самоуправления;
  • формирование и утверждение заданий по реализации территориальной программы государственных гарантий на областном уровне для муниципальных образований.

 

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

·        единая региональная информационная система ОМС, объединяющая Фонд, его филиалы, медицинские учреждения, страховые медицинские организации, предусматривающая централизованную обработку и оплату счетов ЛПУ, единые стандарты информационного обмена;

·        оплата стационарной медицинской помощи по законченному случаю в соответствии с Едиными медико-экономическими стандартами по уровням лечебно-профилактических учреждений;

·        финансирование территориальной программы ОМС и оплата медицинской помощи на основе формирования муниципальных заказов (заданий);

·        система взыскания регрессных исков по взысканию средств ОМС, затраченных на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий;

·        трехуровневая система контроля качества медицинской помощи населению  в рамках территориальной программы ОМС (Координационный совет при администрации области -  Фонд – СМО);

·        система персонифицированного учета медикаментов на уровне медицинских учреждений;

·        с 2004 года  Пермская область включилась в реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2003 N 897  (о привлечении средств Пенсионного фонда РФ для финансирования территориальных программ ОМС).

 

 

 


 
 

| | |