ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Санкт-Петербург

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Санкт-Петербург

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006 год

ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2006 ГОД

 

В 2006 году размер государственного финансирования здравоохранения - 3,9 тыс. руб. на человека – был ниже среднего показателя по стране. Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составил 96% при 81% в среднем по РФ.

Уровень развития системы ОМС Санкт-Петербурга является высоким. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 30%. 13 страховых медицинских организаций выполняли функции страховщиков в 2006 году. Оплата амбулаторной помощи осуществлялась по посещениям, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, за отдельные услуги и законченные случаи лечения. Оплата стационарной помощи - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, по фактическим расходам на госпитализацию каждого пациента, использовался метод оплаты за законченные случай госпитализации.

В регионе имеется развитая система медико-экономических стандартов. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 1213 МЭС. Дифференциация тарифы производилась по  категориям ЛПУ, по профилям отделений стационара, по клинико-статистическим группам, а также по заболеваниям.

Санкт-Петербург характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.

Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе несколько ниже средних по стране. В 2006 году внедрены новые автоматизированные системы.

 Степень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также регулирования механизмов ценообразования на платные медицинские услуги в также была относительно невысокой.

В 2006 году произошли нормативные изменения условий предоставления платных услуг в государственных и муниципальных ЛПУ. Распоряжением Комитета по здравоохранению от 30.06.2006 № 271-р  утверждены «Методические рекомендации по организации оказания платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения, финансируемыми за счет средств бюджета Санкт-Петербурга».

 

2005 год

ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД

 

Размер государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составил около 4,0 тыс. руб. на человека, что соответствует показателю в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 85%, что выше среднероссийского показателя – 80%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 44%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 26 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней и за законченный случай госпитализации. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по категориям ЛПУ и по профилям отделений стационаров.

В 2005 году при регистрации страхователей работающего населения реализована концепция «одного окна».

Санкт-Петербург характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.

Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе на уровне средних по стране. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.

Степень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также регулирования механизмов ценообразования на платные медицинские услуги в 2005 году также была относительно невысокой.

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Размер государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составил около 3,3 тыс.  руб. на  человека, что несколько  выше, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 66%, что значительно  ниже среднероссийского показателя – 82%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году   составила 49%.  Функции страховщиков в 2004  году выполняли 27 страховых  медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по  посещениям, за отдельные  услуги и по  подушевому  принципу  на  одного прикрепившегося,  а  стационарной  -  за  законченный  случай госпитализации и  по  количеству  фактически  проведенных пациентом  койко-дней.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществляется  по  категориям  ЛПУ, по  каждому  ЛПУ, по  профилям  отделений  стационаров. 

Санкт-Петербург характеризуется достаточно высоким уровнем развитости механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в регионе развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.

Показатели развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе ниже средних по стране.

Степень развитости механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги, а также механизмов регулирования лекарственного обеспечения в 2004 году также была относительно невысокой.

В 2004 году был проведен конкурсный отбор страховщиков в системе ОМС.

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

1. Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

23472,9

2.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

15258, 1

 

3.Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

15409,7

 

В том числе:

 

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

7803,5

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

1742,9

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

5276,1

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

587,2

4.Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

24975,8

5.Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

17377, 20

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга

 

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

V

 

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

V

 

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

V

 

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

 

 Нет

Лечебно-профилактических учреждений

 Да

 

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

11

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

Нет  информации

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

   

в большинстве

ЛПУ

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

 

в некоторых

ЛПУ

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

http://www.gov.spb.ru

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 Да

 

2.  Местные бюджеты

 

 Нет

3.  Пенсионный фонд РФ

 Да

 

 

 

 

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

 

 

 

134

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

121

1

 

2

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

 

13

 

 

 

 

2.Стоматологические поликлиники

 

30

 

 

 

3.  Больничные учреждения

 

51

 

13

 

 

 

1

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 

 

 

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

 

  Нет

1.1.2.Районные

  Да

 

1.1.3.Городские

  Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

  Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

  Да

 

1.2. Специализированные больницы

  Да

 

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 

  Нет

2.2. Кожно-венерологические

  Да

 

2.3. Наркологические

 

  Нет

2.4. Онкологические

  Да

 

2.5. Противотуберкулезные

 

  Нет

2.6. Психоневрологические

 

  Нет

3. Самостоятельные поликлиники

  Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

  Нет

5. Родильные дома

  Да

 

6. Амбулатории

 

  Нет

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

  Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации

 

 

1.Закрытое акционерное Общество "Петербургская медицинская страховая компания"

 

2. Открытое акционерное общество Страховая компания "Гармония Плюс" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.)

 

3. Закрытое акционерное общество "Страховая компания "СПАССК-МЕД"

 

4. Закрытое акционерное общество "Страховая медицинская компания  АСК-Мед"

 

5. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "ИНТЕРПОЛИС" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.)

 

6. Открытое акционерное общество "Страховая компания "ВИРИЛИС+"

 

7. Закрытое акционерное общество  страховая компания "РусМед"

 

8. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Медэкспресс плюс"

 

9. Открытое акционерное общество "Городская страховая медицинская компания"

 

10. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "НЕВСКАЯ-МЕД" (реорганизовано в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "ГАЙДЕ - МЕД" с 24.10.2003 г.)

 

11. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "МедЛюкс" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.)

 

12. Общество с ограниченной ответственностью  "Медицинская страховая компания "Веста"

 

13. Открытое акционерное общество Страховая компания "Круиз-С"

 

14. Общество с ограниченной ответственностью "СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ "КРАСНЫЙ КРЕСТ"

 

15. Общество с ограниченной ответственностью  "Страховая организация Экотранс"

 

16. Общество с ограниченной ответственностью "Доверие-Медполис" (действие договора с ТФОМС прекращено с 01.09.2004 г.)

 

17. Санкт-Петербургский филиал Открытого акционерного общества "Страховая компания "РОСНО-МС"

 

18. Общество с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания  "РЕСО-Мед"

 

19. Общество с ограниченной ответственностью  "Страховая компания "АСТРО-Мед" (договор с ТФОМС расторгнут с 06.05.2004 г.)

 

20. Общество с ограниченной ответственностью: "Страховое Общество "Капитал-Полис"

 

21. Общество с ограниченной ответственностью "ГАЙДЕ - МЕД"

 

22. Общество с ограниченной ответственностью "Санкт-Петербургское общество медицинского страхования "Гарант"

 

23. Филиал открытого акционерного общества "Газпроммедстрах" в г. Санкт-Петербурге

 

24. Закрытое акционерное общество "Страховая компания "КЛАСС-МЕД"

 

25. Общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания "МЕДСТРАХКОМ"

 

26. Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Санкт-Петербург-Мед"

 

27. Закрытое акционерное общество "Медицинская акционерная страховая компания"

 

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

  Да

 

По полу застрахованных

  Да

 

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 

  Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по посещениям

  Да

 

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

  Да

 

Оплата законченных случаев лечения

 

  Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

  Да

 

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 

  Нет

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по количеству фактически проведенных пациентом койко-дней

  Да

 

Оплата за законченный случай госпитализации

  Да

 

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 

  Нет

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

  Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

  Да

 

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

  Да

 

По профилям отделений стационара

  Да

 

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

  Нет

По заболеваниям

 

  Нет

По муниципальным образованиям

 

  Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

0

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

0

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

1.      Общественная организация "Санкт-Петербургская профессиональная Ассоциация медицинских работников"

2.      Ассоциации медицинских организаций Санкт-Петербурга

3.      Медицинская ассоциация Санкт-Петербурга

4.      Общественная организация "Ассоциация главных врачей амбулаторно-поликлинических учреждений"

5.      Территориальный Санкт-Петербурга и Ленинградской области Комитет профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации

 

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

1.      «Антира» - Антиревматическая ассоциация

2.      «Антирак» - «Ассоциация помощи онкологическим больным»

3.      «Асскол» - Ассоциация стомированных пациентов

4.      Всероссийское общество инвалидов

5.      «Возвращение» - Помощь наркозависимым

6.      «ГАООРДИ» - Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей    детей-инвалидов

7.      «Дайте ребенку шанс»

8.      Защита прав потребителей медицинских услуг

9.      Муковисцидозная ассоциация Санкт-Петербурга

10.  Северо-западная ассоциация рассеянного склероза

11.  Санкт-Петербургское диабетическое общество инвалидов

12.  Санкт-Петербургское общество восстановления и реабилитации инвалидов

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Ассоциация страховых медицинских организаций Санкт-Петербурга

 

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ), появившиеся в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

Нет.

 

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

В 2004 году в Санкт-Петербурге проведен Открытый конкурс по выбору страховых медицинских организаций на право заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан, проживающих на территории Санкт-Петербурга, на 2004-2005 г.г. Государственным заказчиком выступил Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.


 
 

| | |