ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Самарская область

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Самарская область

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

2006 год

ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2006 ГОД

 

В 2006 году размеры государственного финансирования в регионе составили 7,0 тыс. руб. на человека при 5,2 тыс. руб. на человека в среднем по России. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи достиг 80,38%, что чуть ниже среднего показателя по всем субъектам - 81,23%.

Самарская область относится к числу регионов с высоким уровнем развития системы ОМС. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 46,9%. Доля ОМС по России – 37,6%.  Функции страховщиков в 2006 году выполняли восемь страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям, а также за оказание отдельных  услуг (консультаций, выписки  рецептов,  лабораторных  исследований,  процедур и  т.п.). Для стационарной помощи применялись такие методы, как оплата за  законченный  случай госпитализации, а также оплата согласованных объемов  медицинской  помощи (метод глобального  бюджета).

В регионе имеется развитая система клинико-статистических групп. В 2006 году при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС использовалось 715 КСГ. Дифференциация тарифы производилась по  клинико-статистическим группам (КСГ), а так же по посещениям и отдельным медицинским услугам

Для региона характерен сравнительно высокий уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как показатель развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики находится на среднем для России уровне.

Регион отличается высокой степенью развитости информационных технологий в управлении здравоохранением.

В регионе наблюдается высокий уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения.

Однако уровень развития методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги в регионе несколько ниже среднего по стране.

В 2006 г. в Самарской области путем реорганизации были объединены два министерства: министерство здравоохранения и министерство гуманитарного и социального развития.

В 2006 году были внедрены новые формы взаимодействия между органами власти субъекта РФ и территориального фонда ОМС, в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий).

2005 год

ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД

 

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 2,6 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 78%, что также ниже среднероссийского показателя – 80%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году была 49%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 10 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по посещениям и за отдельные услуги, а стационарной - за законченный случай госпитализации и за согласованные объемы помощи.

В Самарской области создана развитая система клинико-статистических групп. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2005 году использовалось 788 клинико-статистических групп. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществлялась по врачебным специальностям и по клинико-статистическим группам.

Для региона характерен сравнительно высокий уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как показатель развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политики находится на среднем для России уровне.

Регион отличается высокой степенью развитости информационных технологий в управлении здравоохранением. В 2005 году внедрены новые автоматизированные системы.

В регионе наблюдается высокий уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения, и средний - методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.

2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 1,9 тыс.  руб. на  человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. Уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 70%, что также ниже среднероссийского показателя – 82%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году была наибольшей среди российских регионов - 95%. Функции страховщиков в  2004 году выполняли  10 страховых  медицинских  организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по  посещениям, за отдельные  услуги, с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи,  а  стационарной  -  за  законченный   случай  госпитализации. 

В  Самарской области создана развитая  система  клинико-статистических  групп,  медико-экономических  стандартов. При расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС в 2004  году  использовалось 611 клинико-статистических групп,  611  медико-экономических  стандартов.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществлялась по  категориям ЛПУ и по клинико-статистическим  группам. 

Для региона характерен сравнительно высокий уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, в то время как механизмы согласования региональной и муниципальной политики развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.

Регион отличается высокой степенью развитости информационных технологий в управлении здравоохранением. Здесь используются 46 медицинских баз данных, ведется персонифицированный учет выписки рецептов и выдачи лекарственных средств для федеральных и региональных «льготников», проводятся телемедицинские консультации.

В то же время в регионе наблюдается средний уровень развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения, а также методов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги.

В 2002 – 2004 годах был осуществлен целый ряд нововведений в организации управления и финансирования здравоохранения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

8 824,3

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

5 857,8

Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

6 183,0

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

335,7

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

2 829,7

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

2 683,2

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

334,4

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

10 551,0

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

7 828,9

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Министерство здравоохранения Самарской области

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

 

V

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

 

V

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

 

 

V

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

 

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

V

 

 

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

Лечебно-профилактических учреждений

Да

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

9

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

  • Самарский областной совет по делам инвалидов (пост. От 29.11.2001 г. № 422);
  • Комиссия по пожарной безопасности в Самарской области (пост. от 22.02.2001 № 50, с изменениями от 26.06.2001 № 224, от 18.05.2002 г. № 154, с изменениями от 18.05.2002 № 154. от 04.02.2003 № 33, от 17.07.2003 № 276;
  • Комиссия по комплексной проверке организаций Самарской области, имеющих мобилизационные задания на расчетный год (расп. От 20.08.2001 № 353-р);
  • Правление областного фонда социальной защиты населения (пост. от 26.11.91 № 62, с изм.от 10.02.97 № 38, от 08.12.97 № 358, от 20.10.99 № 295, с изменениями от 02.04. 2002 № 98);
  • Областная комиссия по чрезвычайным ситуациям (пост. от 15.03.2001 № 80, с изм. от 29.07.2002 № 242);
  • Санитарно-противоэпидемическая комиссия Администрации области (пост. от 30.12.94 № 596 с изменениями от 28.12.99 № 374);
  • Межведомственный координационный совет по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии;
  • Областная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения (пост. от 05.04.2001 № 107, с изменениями от 15.10.2001 № 369, 03.06.2002 № 172);
  • Областная постоянно действующую комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (пост. от 16.04. 2001 № 125, с изменениями от 09.07. 02 № 217).

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

в большинстве

ЛПУ

 

 

 

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

www.medlan.samara.ru

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 Да

 

2.  Местные бюджеты

 

 Нет

3.  Пенсионный фонд РФ

 Да

 

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

2

7

70

12

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

1

1

27

11

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

1

6

43

1

2.Стоматологические поликлиники

1

1

18

3

3.  Больничные учреждения

6

10

60

4

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

0

0

3

0

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

 

 Нет

1.1.2.Районные

 

 Нет

1.1.3.Городские

 Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

 Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

 Да

 

1.2. Специализированные больницы

 Да

 

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 Да

 

2.2. Кожно-венерологические

 Да

 

2.3. Наркологические

 Да

 

2.4. Онкологические

 Да

 

2.5. Противотуберкулезные

 Да

 

2.6. Психоневрологические

 Да

 

3. Самостоятельные поликлиники

 Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 Да

 

5. Родильные дома (отсутствуют)

 

 Нет

6. Амбулатории

 Да

 

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 Да

 

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС)

 

 

1. ОАО «Страховая компания «АСКОМЕД»

 

2. ЗАО «Самара-Мед»

 

3. ОАО МСК «АСКО-ВАЗ»

 

4. ЗАО «ВИТА-Мед»

 

5. ЗАО МСК «СамСО»

 

6. ООО МСК «Самакс» с 01.07.2004г. не работает в системе ОМС

 

7. ЗАО СМК «Таймрезерв-М»

 

8. ЗАО СК «Альянс-Мед»

 

9. Самарский филиал ЗАО «КапиталЪ    Медицинское страхование»

 

10. Филиал СМК ОАО «Газпромедстрах» в г. Самаре

 

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

 Да

 

По полу застрахованных

 Да

 

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 Да

 

По другим основаниям (указать каким):

 

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

 Нет

Оплата по посещениям

 Да

 

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

 Да

 

Оплата законченных случаев лечения

 

 Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

 

 Нет

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 Да

 

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

 Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

 Нет

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

 

 Нет

Оплата за законченный случай госпитализации

 Да

 

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

 

 Нет

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

 Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

 Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

 Да

 

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

 

 Нет

По профилям отделений стационара

 

 Нет

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 Да

 

По заболеваниям

 

 Нет

По муниципальным образованиям

 

 Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

611

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

611

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

1. Самарская областная Ассоциация врачей 

2. Региональная Ассоциация медицинских сестер

3. Самарская областная фармацевтическая ассоциация

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

  • Ассоциация больных бронхиальной астмой
  • Ассоциация больных рассеянным склерозом
  • Ассоциация больных гемофилией
  • Ассоциация родителей детей больных муковисцедозом

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Ассоциация страховых медицинских компаний Самарской области

 

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

 

Наиболее важные формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах

1. В Самарской области с 2002 года внедрена система персонифицированного учета лекарственных средств, отпускаемых бесплатно или за 50% стоимости. Это позволило не только наладить учет расходования средств на эти цели, но и начать изменение практики лечения некоторых хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и сахарный диабет.

2. Организованы и продолжили работу территориальные корпоративные медицинские центры (ТКМЦ) – объединения самостоятельно хозяйствующих субъектов (ЛПУ) на договорных условиях. Это позволило оптимизировать расходы на лечебно-диагностический процесс за счет планирования потоков больных и применения «договорных цен на медицинские услуги», действующих в пределах ТКМЦ. Особенностью деятельности ТКМЦ в Самарской области является не концентрическое расположение районов области и более высокая степень экономической свободы ЛПУ по сравнению с ЛПУ в других  субъектах РФ.

 

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

1. Внедрение единого медико-социального регистра застрахованных.

2. Переход к оплате услуг ЛПУ амбулаторно-поликлинического звена по посещениям.

3. Внедрение оплаты стационарных медицинских услуг в зависимости от уровня КСГ, а не от уровня ЛПУ.

 

Новые формы оплаты труда (включая новые виды доплат и премий), появившиеся в субъекте РФ в 2002 ‑ 2004 годах:

1. Постановлением Губернатора Самарской области от 16 декабря 2003 года № 475 «Об установлении доплат к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» установлены доплаты  с 1 по 9 разряд работникам учреждений здравоохранения, финансируемых из областного бюджета.

2. В ряде муниципальных образований установлены доплаты  к должностным окладам участковым врачам,  врачам реаниматологам.


 
 

| | |