ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ // Томская область

Управление и финансирование

Информация по финансированию и управлению здравоохранением в отдельных субъектах РФ

Томская область

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

     2006 год

ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2006 ГОД

 

Размеры государственного финансирования в регионе составили 4,3 тыс. руб. на человека, что ниже в среднем по России (5,2 тыс. руб. на человека). Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2006 году достиг в регионе 73,79%, что ниже среднего показателя по всем субъектам - 81,23%.

В 2006 году на территории Томской области начата реализация пилотного проекта «Модернизация здравоохранения Томской области на 2006-2008 годы». Цель проекта – совершенствование качества оказания медицинской помощи путем повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения. Инструменты реализации – внедрение условно полного тарифа; введение подушевого норматива в условиях частичного фондодержания; создание сети общих врачебных практик.

В 2006 году при планировании объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи впервые был применен принцип подушевого планирования: не от ресурсных показателей учреждений здравоохранения (коечный фонд, штаты и пр.), а от потребности населения в том или ином виде медицинских услуг (стационарная и  амбулаторная медицинская помощь по видам). Внедрение стандартов и системы направления пациентов от участкового врача (врача общей практики) привело к упорядочиванию понимания «платности/бесплатности» медицинских услуг: все, что регламентировано стандартом, а так же выполнено по направлению лечащего врача – бесплатно.

Томская область относится к числу регионов с уровнем развития системы ОМС выше среднего. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2006 году составила 53,4%. Функции страховщиков в 2006 году выполняли четыре страховые медицинские организации. Оплата амбулаторной помощи производилась по посещениям и по подушевому принципу на одного прикрепившегося. Для стационарной помощи применялись методы оплаты по количеству фактических проведенных пациентом  койко-дней и за законченный случай госпитализации в пределах стоимости согласованных объемов.

Практика использования медико-экономических стандартов или клинико-статистических групп в регионе отсутствует. Дифференциация тарифов производилась по каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы).

 

 

Механизмы согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС, а также механизмы согласования региональной и муниципальной политики находятся на среднем для России уровне развития.

Уровень развитости информационных технологий в управлении здравоохранением в регионе выше среднего по стране. В 2006 году создан персонифицированный Регистр беременных женщин и детей в возрасте до 1 года на основе компьютерной программы «Талон амбулаторного пациента.

Уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения и методов ценообразования на платные медицинские услуги в регионе несколько ниже среднего по стране.

В 2006 году произошли изменения организационной структуры регионального органа управления здравоохранением: создан медицинский информационно-аналитического отдел в централизованной бухгалтерии при Департаменте здравоохранения, отдел родовспоможения и детства.

Были внедрены новые формы взаимодействия между органами власти субъекта РФ и территориального фонда ОМС, в регионе активно работало несколько межведомственных координационных советов (комиссий), создана рабочая группа по реализации пилотного проекта «Модернизация здравоохранения Томской области на 2006-2008 годы».

 

     2005 год

ДАННЫЕ АНКЕТИРОВАНИЯ ЗА 2005 ГОД

 

          Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2005 году составили около 3,6 тыс. руб. на человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 3,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 79%, что соответствует среднероссийскому показателю – 80%.

          Система ОМС характеризуется средним уровнем развития. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте в 2005 году составила 47%. Функции страховщиков в 2005 году выполняли 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется за отдельные услуги, по подушевому принципу на одного прикрепившегося, а стационарной - за законченный случай госпитализации, за согласованные объемы медицинской помощи. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС осуществляется по каждому ЛПУ.

        В регионе наблюдается средний уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в области развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.

          Информационные технологии в управлении здравоохранением региона относятся к среднеразвитым.

         Уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения и ценообразования на платные медицинские услуги в регионе несколько ниже среднего по стране.

      2004 год

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Размеры государственного финансирования здравоохранения в регионе в 2004 году составили около 2,8 тыс.  руб. на  человека, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации – 2,9 тыс. руб. на человека. При этом уровень финансовой  обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи составляет 61%, что значительно  ниже среднероссийского показателя – 82%.

Система ОМС характеризуется высоким уровнем развития. Доля средств ОМС  в государственном финансировании здравоохранения  в субъекте в  2004 году   составила 50,5%. Функции страховщиков в  2004 году выполняли 5 страховых медицинских организаций. Оплата амбулаторной помощи осуществляется по  посещениям, за отдельные  услуги, по  подушевому  принципу  на  одного  прикрепившегося, а  стационарной  -  за  законченный случай  госпитализации,  за  согласованные  объемы медицинской  помощи.  Дифференциация  тарифов на  медицинские  услуги в  системе  ОМС осуществляется по  каждому ЛПУ. 

В регионе наблюдается  средний уровень развития механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС. Однако механизмы согласования региональной и муниципальной политики в области развиты в меньшей степени, чем в среднем по России.

Информационные технологии в управлении здравоохранением региона относятся к среднеразвитым.

Уровень развития механизмов регулирования лекарственного обеспечения в регионе сравнительно  высокий, в то время как уровень развития механизмов регулирования ценообразования на платные медицинские услуги несколько ниже среднего по стране.

 

В 2002 – 2004 годах были внедрены новые механизмы осуществления ОМС.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

4 748,2

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

2 934,0

Фактическое финансирование программы госгарантий в 2004 году, всего, млн. руб.

2 897,5

В том числе:

 

3.1.За счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (без учета взносов на ОМС неработающего населения), млн. руб.

1 435,8

3.2.Взносы на ОМС неработающего населения, млн. руб.

478,1

3.3.Взносы на ОМС работающего населения, млн. руб.

863,4

3.4.За счет иных источников территориального фонда ОМС, млн. руб.

120,2

Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

4 840,5

Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году, всего, млн. руб.

3 205,7

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И УРОВЕНЬ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ

2. Название органа управления здравоохранением:

Департамент здравоохранения Администрации Томской области

3. Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)

 

Как правило

Иногда

Никогда

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

V

 

 

Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

 

V

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

 

V

 

Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

V

 

 

Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

 

 

V

 

4. Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности:

Муниципальных систем здравоохранения

Да

Лечебно-профилактических учреждений

Да

 

5. Количество имеющихся в субъекте РФ межведомственных координационных советов с установленными полномочиями по вопросам охраны здоровья населения

12

советов

 

6. Названия межведомственных координационных советов, наиболее активно работавших в 2004 году

1. По борьбе с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией

2. По борьбе со СПИДом

3. По борьбе с туберкулезом

4. По делам инвалидов

5. По делам пострадавших при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

6. По демографии

7. По борьбе с инфекционными заболеваниями

8. По делам беспризорных детей

 

7. Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

 

в большинстве

ЛПУ

 

 

 

 

В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

 

 

в некоторых

ЛПУ

 

 

Электронный адрес сайта регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ):

ozo@dzato.tomsk.ru

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС)

8. Источники страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2004 году

1.  Бюджет субъекта РФ

 Да

 

2.  Местные бюджеты

 Да

 

3.  Пенсионный фонд РФ

 Да

 

 

9. Число государственных, муниципальных и негосударственных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта РФ, которые участвуют в системе ОМС

Типы медицинских учреждений, участвующих в ОМС

Число государ-ственных медицинских организаций субъекта РФ

Число государ-ственных ведомственных медицинских организаций

Число муници-пальных медицинских организаций

Число частных медицинских организаций

1.  Амбулаторно-поликлинические учреждения (кроме стоматологических поликлиник)

5

7

71

2

В том числе:

 

 

 

 

Самостоятельные

 

2

1

13

1

1.2. Входящие в состав больничных учреждений

3

6

58

1

2.Стоматологические поликлиники

1

 

6

 

3.  Больничные учреждения

3

10

35

4

4.  Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

 

 

 

 

10. Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2004 г.

1. Больничные учреждения

1.1. Больницы:

1.1.1.Участковые

  Да

 

1.1.2.Районные

  Да

 

1.1.3.Городские

  Да

 

1.1.4.Центральные (районные, городские)

  Да

 

1.1.5. Областные (краевые, республиканские, окружные)

  Да

 

1.2. Специализированные больницы

 

  Нет

2. Диспансеры:

2.1. Кардиологические

 

  Нет

2.2. Кожно-венерологические

  Да

 

2.3. Наркологические

 

  Нет

2.4. Онкологические

 

  Нет

2.5. Противотуберкулезные

 

  Нет

2.6. Психоневрологические

 

  Нет

3. Самостоятельные поликлиники

  Да

 

4. Станции скорой и неотложной медицинской помощи

 

  Нет

5. Родильные дома

  Да

 

6. Амбулатории

 

  Нет

7. Фельдшерско-акушерские пункты

 

  Нет

 

11. Перечень страховых медицинских организаций, выполняющих функцию страховщиков в 2004 году

Полное наименование страховой медицинской организации (филиала ТФОМС)

 

 

1. ЗАО «МАКС-М»

 

2. ООО «СК «Медика-Томск»

 

3. ООО «СК «Стоик-Мед»

 

4. Филиал ОАО «Газпроммедстрах» в г. Томске

 

5. ООО «Софит-М»

 

 

12. Дифференциация нормативов финансирования страховых медицинских организаций из территориального фонда ОМС производится

По возрасту застрахованных

 Да

 

По полу застрахованных

 Да

 

По месту жительства застрахованных (по муниципальным образованиям)

 Да

 

По другим основаниям (указать каким):

 

 

13. Методы оплаты амбулаторной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по посещениям

  Да

 

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

  Да

 

Оплата законченных случаев лечения

 

  Нет

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

  Да

 

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной  скорой и стационарной помощи

 

  Нет

Оплата медицинских услуг по балльной системе

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

на основе стоимости согласованных объемов (для оплаты стоматологической помощи «Областной клинической поликлиники»).

 

14. Методы оплаты стационарной помощи в системе ОМС, используемые в субъекте РФ в 2004 году

Оплата по смете расходов

 

  Нет

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

 

  Нет

Оплата за законченный случай госпитализации

  Да

 

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

  Да

 

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

 

  Нет

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

 

  Нет

Другие методы (указать какие):

 

 

15. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

По категориям ЛПУ

 

  Нет

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

  Да

 

По профилям отделений стационара

 

  Нет

По клинико-статистическим группам (КСГ)

 

  Нет

По заболеваниям

 

  Нет

По муниципальным образованиям

 

  Нет

По другим основаниям (указать каким):

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

16. Количество медико-экономических стандартов (клинических протоколов, клинических рекомендаций), используемых при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС:

нет

Стандартов (протоколов, рекомендаций)

 

17. Количество клинико-статистических групп (КСГ), используемых при оплате медицинской помощи в системе ОМС:

нет

КСГ

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

18. Ассоциации медицинских работников, имеющиеся на территории субъекта РФ

Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российская медицинская ассоциация»

 

19. Ассоциации пациентов, имеющиеся на территории субъекта РФ

1. Больных СПИД,

2. Больных диабетом,

3. Больных, нуждающихся в хроническом гемодиализе

4. Онкологических больных

5. Больных гемофилией

6. Больных наркоманией

7. Родителей детей, больных ДЦП

 

20. Ассоциации страховщиков, участвующих в медицинском страховании, имеющиеся на территории субъекта РФ

Нет.

НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ВНЕДРЕННЫЕ В СУБЪЕКТЕ РФ В 2002 ‑ 2004 ГОДАХ

Наиболее важные формы организации системы обязательного медицинского страхования, внедренные в субъекте РФ в 2002 – 2004 годах:

1. Установлен постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 30.12.2003 № 275 централизованный порядок уплаты страховых взносов на ОМС неработающего населения Томской области (за исключением ЗАТО Северск) за счет областного бюджета.

2. Проведен конкурс среди страховых медицинских организаций для заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан, определены критерии отбора.


 
 

| | |