ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Реструктуризация // Методика построения типологии регионов // Методика построения типологии регионов по развитости направлений реструктуризации системы здравоохранения

Реструктуризация

Методика построения типологии регионов

Ссылка Название документа Размер Формат
  скачать Методика построения типологии регионов по развитости направлений реструктуризации системы здравоохранения (электронная версия) 136 Кб Microsoft Word

Методика построения типологии регионов по развитости направлений реструктуризации системы здравоохранения

1. Методика построения типологии регионов по развитости направлений реструктуризации системы здравоохранения

 

Исследовательский проект, реализованный в 2004-2007 годах, имел своей целью содействие реформированию здравоохранения путем создания информационной базы «Реализация реформы здравоохранения в субъектах Российской Федерации». Проект был направлен на реализацию двух основных задач:

 

·         Оказание содействия федеральным органам управления здравоохранением в определении эффективно реализуемых в субъектах РФ стратегий реформирования здравоохранения, в своевременном распространении передового опыта регионов, в определении необходимой для территориальных органов управления здравоохранением методологической поддержки для достижения лучших результатов;

·         Оказание содействия руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ в получении информации о положительном опыте, достигнутом в субъектах Российской Федерации в области реформирования здравоохранения, а также в обеспечении доступа к методическим материалам и руководствам по тиражированию такого опыта.

 

Исходя из цели и задач исследования и с учетом заинтересованности органов управления здравоохранением в получении информации о состоянии проблемы реструктуризации во всех субъектах РФ, в качестве метода сбора данных был избран метод сплошного наблюдения по специально разработанным анкетам. Единицей наблюдения являлся субъект РФ.

 

Основным источником информации о процессах реструктуризации системы здравоохранения служили результаты анкетного опроса руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ. Для сбора информации в 2005-2007 годах руководителям органов управления здравоохранением всех 89 субъектов РФ была разослана специально разработанная «Информационная анкета». В 2005 году все 89 субъектов РФ прислали заполненные анкеты. В 2006 году 87 субъектов РФ прислали заполненные анкеты (Камчатская и Сахалинская области анкеты не прислали). В 2007 году  83 субъекта РФ прислали заполненные анкеты (Республики Дагестан, Калмыкия и Татарстан, Пермский край,  Сахалинская область,  а также Коми-пермяцкий автономный округ анкеты не прислали).

 

Для проведения сравнительного анализа и оценки территорий и последующего построения типологии территорий была разработана система критериев, развития основных направлений процессов реструктуризации по основным службам и по территориям в целом.

 

На базе этой системы критериев по данным анкетирования, которое проводилось в 2005 и 2007 годах, была составлена характеристика каждой территории в специальной форме с представлением основных направлений развития процессов реструктуризации.

 

В качестве инструмента для оценки развитости основных направлений процессов реструктуризации в субъектах РФ был использован метод балльной оценки.

Для оценки были разработаны характеристики развития процессов реструктуризации для каждой из основных служб - амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи.

 

В 2005 году формат анкеты был изменен и были пересмотрены критерии оценки развития процессов реструктуризации за 2004 и 2005 годы для каждой из основных служб - амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой медицинской помощи. В связи с этим добавился ряд критериев по основным направлениям процессов реструктуризации служб системы здравоохранения, а некоторые показатели из анкеты были исключены:

1.                  Сокращение коечного фонда за счет сокращения неэффективно работающих коек в стационарах;

2.                  Разработку и утверждение показаний к госпитализации;

3.                  Изменение состава бригад скорой медицинской помощи;

4.                  Разработку и внедрение протоколов для скорой медицинской помощи.

 

В 2006 году формат анкеты был повторно пересмотрен,  в связи, с чем из числа критериев были исключены:

1.      Ведение учетной документации ВОП согласно приказу МЗ РФ №84;

2.      Разработка мероприятий по сокращению сроков ожидания госпитализации.

 

 

Сравнительная таблица используемых критериев для разработки типологии регионов при анализе данных анкетирования, проводимого в 2005 и 2007 гг., приведена ниже.

 

Используемые критерии при анализе данных анкетирования за 2004, 2005 и  2006 гг.

 

Анкетирование за 2004 г.

Анкетирование за 2005 г.

Анкетирование за 2006 г.

Критерии развитости процессов реструктуризации службы амбулаторно-поликлинической помощи

  1. Развитие общей врачебной практики
  1. Развитие общей врачебной практики
  1. Развитие общей врачебной практики
  1. Организация межтерриториальных консультативно-диагностических центров
  1. Организация межтерриториальных консультативно-диагностических центров
  1. Организация межтерриториальных консультативно-диагностических центров
  1. Развитие стационарзамещающих технологий
  1. Развитие стационарзамещающих технологий
  1. Развитие стационарзамещающих технологий
  1. Разработка и внедрение стимулов к снижению уровня госпитализации на врачебном участке обслуживания
  1. Разработка и внедрение стимулов к снижению уровня госпитализации на врачебном участке обслуживания
  1. Разработка и внедрение стимулов к снижению уровня госпитализации на врачебном участке обслуживания
  1. Разработка и внедрение медицинских протоколов в амбулаторно-поликлинических учреждениях в субъектах РФ
  1. Разработка и внедрение клинических протоколов (клинических рекомендаций) в амбулаторно-поликлинических учреждениях в субъектах РФ
  1. Разработка и внедрение клинических протоколов (клинических рекомендаций) в амбулаторно-поликлинических учреждениях в субъектах РФ

 

  1. Развитие городских реабилитационных центров
  1. Развитие городских реабилитационных центров

 

  1. Изучение общественного мнения о реструктуризации амбулаторно-поликлинической помощи
  1. Изучение общественного мнения о реструктуризации амбулаторно-поликлинической помощи

 

  1. Ведение учетной документации ВОП согласно приказу МЗ РФ №84

 

 

  1. Проведение целевых программ, направленных на повышение эффективности амбулаторно-поликлинической помощи
  1. Проведение целевых программ, направленных на повышение эффективности амбулаторно-поликлинической помощи

 

  1. Автоматизированное управление деятельностью амбулаторно-поликлиническим учреждением
  1. Автоматизированное управление деятельностью амбулаторно-поликлиническим учреждением

Критерии развитости процессов реструктуризации службы стационарной помощи

  1. Сокращение коечного фонда за счет сокращения неэффективно работающих коек в стационарах
  1. Структурные изменения учреждений, оказывающих стационарную помощь
  1. Структурные изменения учреждений, оказывающих стационарную помощь
  1. Развитие центров амбулаторной хирургии
  1. Развитие центров амбулаторной хирургии.
  1. Развитие центров амбулаторной хирургии.
  1. Структурные изменения коечного фонда (койки дневного пребывания, медико-социальные койки)

 

  1. Разработка и внедрение клинических протоколов (клинических рекомендаций) в стационарах субъектов РФ

 

  1. Разработка и внедрение клинических протоколов (клинических рекомендаций) в стационарах субъектов РФ

 

  1. Разработка и утверждение показаний к той или иной форме госпитализации
  1. Разработка системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов
  1. Разработка системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов
  1. Разработка и внедрение медицинских протоколов
  1. Изучение общественного мнения об организации и качестве оказания медицинской помощи в стационарах
  1. Изучение общественного мнения об организации и качестве оказания медицинской помощи в стационарах
  1. Разработка системы дифференцированной оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов
  1. Разработка организационных и экономических моделей, способствующих сокращению сроков госпитализации
  1. Разработка организационных и экономических моделей, способствующих сокращению сроков госпитализации

 

  1. Разработка мероприятий по сокращению сроков ожидания госпитализации

 

 

  1. Автоматизированное управление деятельностью стационара
  1. Автоматизированное управление деятельностью стационара

Критерии развитости процессов реструктуризации службы скорой медицинской помощи

  1. Структурные изменения состава бригад

 

  1. Разделение служб скорой и неотложной медицинской помощи в крупных городах и передача неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинические учреждения
  1. Разделение служб скорой и неотложной медицинской помощи в крупных городах и передача неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинические учреждения
  1. Разработка и внедрение в работу службы скорой медицинской помощи протоколов
  1. Организационные изменения в координации работы скорой медицинской помощи с амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больницами, и другими учреждениями системы здравоохранения
  1. Организационные изменения в координации работы скорой медицинской помощи с амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больницами, и другими учреждениями системы здравоохранения
  1. Разделение служб скорой и неотложной медицинской помощи в крупных городах и передача неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинические учреждения
  1. Автоматизированное управление деятельностью скорой медицинской помощи
  1. Автоматизированное управление деятельностью скорой медицинской помощи
  1. Организационные изменения в координации работы скорой медицинской помощи с амбулаторно-поликлиническими учреждениями, больницами, и другими учреждениями системы здравоохранениями

 

 

 

Характеристики (критерии) оценивались в баллах. Все регионы по степени развитости каждой из перечисленных характеристик были разделены на три типа, каждому из которых присваивался соответствующий ранг:

 

·         Регионы с показателями развитости соответствующей характеристики выше среднего – 1-й тип - 3 ранг

·         Регионы со средними показателями развитости соответствующей характеристики - 2-й тип - 2 ранг

·         Регионы с показателями развитости соответствующей характеристики ниже средних - 3-й тип - 1 ранг

 

Оценка развитости основных направлений процессов реструктуризации службы амбулаторно-поликлинической помощи

 

По данным анкетирования за 2004 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие всех 4-х направлений

4

Выше среднего

3

Развитие 3-х направлений

3

Средняя

2

Развитие 1-2-х направлений

1-2

Ниже средней

1

 

По данным анкетирования за 2005 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 8-10-ти направлений

8-10

Выше среднего

3

Развитие 4-7-ми направлений

4-7

Средняя

2

Развитие 1-3-х направлений

1-3

Ниже средней

1

 

По данным анкетирования за 2006 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 8-10-ти направлений

7-9

Выше среднего

3

Развитие 4-7-ми направлений

4-6

Средняя

2

Развитие 1-3-х направлений

1-3

Ниже средней

1

 

 

Оценка развитость основных направлений процессов реструктуризации службы стационарной помощи

 

По данным анкетирования за 2004 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 5-6-ти направлений

5-6

Выше среднего

3

Развитие 3-4-х направлений

3-4

Средняя

2

Развитие 1-2-х направлений

1-2

Ниже средней

1

 

По данным анкетирования за 2005 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 7-8 направлений

7-8

Выше среднего

3

Развитие 4-6 направлений

4-6

Средняя

2

Развитие 1-3 направлений

1-3

Ниже средней

1

 

По данным анкетирования за 2006 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 7-8 направлений

6-7

Выше среднего

3

Развитие 4-6 направлений

4-5

Средняя

2

Развитие 1-3 направлений

1-3

Ниже средней

1

 

Оценка развитости основных направлений процессов реструктуризации службы скорой медицинской помощи

 

По данным анкетирования за 2004 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 4-х направлений

4

Выше среднего

3

Развитие 3-х направлений

3

Средняя

2

Развитие 1-2-х направлений

1-2

Ниже средней

1

 

По данным анкетирования за 2005 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 3 направлений

3

Выше среднего

3

Развитие 2 направлений

2

Средняя

2

Развитие 1 направлений

1

Ниже средней

1

 

По данным анкетирования за 2006 год:

Развитость основных направлений

Баллы

Тип

Ранг

Развитие 3 направлений

3

Выше среднего

3

Развитие 2 направлений

2

Средняя

2

Развитие 1 направлений

1

Ниже средней

1

 

Интегральная оценка всех служб была получена путем суммирования интегральных оценок по каждой службе. На основе рангов интегральной оценки регионы были отнесены к одному из трех типов по уровню развитости основных направлений процессов реструктуризации.

 

Интегральная оценка всех служб

Сумма рангов по всем службам

Ранг интегральной оценки

Тип

8-9

3

Выше средней

5-7

2

Средняя

3-4

1

Ниже средней

 


 
 

| | |